Вчера профсоюз таксистов «Такси-НН» провел круглый стол на тему «Монополизации рынка такси федеральными диспетчерскими службами», заодно объявив им бойкот. По данным профсоюза, в нем участвовало несколько сотен водителей.
По словам председателя профсоюза таксистов Юрия Фомина, стараясь удерживать низкие тарифы, крупные сетевые диспетчерские службы привлекают «непрофессиональных водителей», что приводит к «деградации» профессии таксиста и уходу из нее профессионалов. «На сегодняшний день до 80% перевозок эконом- и бизнес-класса осуществляется через федеральные диспетчерские службы, которые привлекают «подработчиков» — тех водителей, которые хотят подзаработать в отрыве от основной работы. Под них подстраивается ценовая политика, цены падают. Водителей, для которых работа в такси является единственной, существующие тарифы не устраивают. Поэтому они вынуждены уходить», — отметил Юрий Фомин. По его словам, у «подработчиков» нет мотивации регистрироваться, получать разрешения на перевозку и платить налоги. Поэтому в проигрыше оказываются профессиональные таксисты и пассажиры, которые рискуют, садясь в автомобиль «не известно к кому, может быть наркоману или алкоголику». «Был случай, когда за одну ночь случилось сразу несколько аварий с участием непрофессиональных таксистов, — поддержал коллегу член профсоюза Николай Воронов. — Погибли три человека, еще два попали в больницу. В двух случаях водители тупо не заметили работающую снегоуборочную технику. Виной, видимо, стали усталость и снижение внимания от длительной переработки».
По словам председателя Межрегионального транспортного профсоюза Романа Круглова, ситуация связана с существующей тарифной политикой, а минимальные цены приводят к вымыванию профессионалов, невозможности содержать медицинские и технические пункты и так далее. Впрочем, прежде чем приступать к регулированию тарифов, необходимо решить вопрос с механизмом контроля за работой такси, считает директор ООО «Нижегородец» Сергей Крайнов. «В региональном министерстве транспорта всего два человека, которые должны контролировать исполнение закона о такси. В ГИБДД катастрофическая нехватка людей. Мы можем принять миллион норм и правил, но пока некому следить за их исполнением. Если ситуация не изменится, то сетевые компании выбьют нас с рынка», — резюмировал он.
Также в ходе круглого стола поднимались темы несовершенства существующего ФЗ «О такси», отказы банков в кредитовании, а страховщиков — в оформлении полисов ОСАГО для такси, повышенные коэффициенты на каско. «Как частное лицо каско я могу оформить за 35 тыс. руб., а как таксисту мне это будет стоить уже 150 тыс.», — отметил Сергей Крайнов. Разобщенность профессионального цеха также стала одной из тем при обсуждении способов защиты своих прав в споре с диспетчерами. «Водители разобщены, хотя достаточно провести забастовку и не выйти на линии — любой диспетчер будет вынужден пойти на уступки. Но если возмущается один таксист, толку от этого нет. Ему скажут: «уходи», и на его место придут те же «подработчики». Если таких недовольных 500 человек — это уже совсем другая история», — отметил Роман Круглов. Члены профсоюза «Такси-НН» добавили, что проходящий вчера однодневный бойкот диспетчерских служб поддержало гораздо больше водителей, чем первую подобную акцию, проходившую в июне. «Наша цель не столько полностью остановить работу диспетчеров, сколько заявить о себе и сплотить единомышленников», — сообщил Николай Воронов. В свою очередь присутствующий на заседании представитель УГИБДД по Нижегородской области Денис Жаров рассказал, что 14 декабря в Арзамасе была проведена профилактическая операция «Таксист», которая «блокировала» работу нелегальных таксистов. «Достаточно было поймать двух перевозчиков, как все остальные ушли с линий», — сообщил он.
Приглашенный на встречу круглого стола заместитель председателя комитета Госдумы РФ по транспорту Александр Старовойтов внимательно слушал выступающих, отметив, что все озвученные проблемы характерны для всех регионов, а не только для Нижегородской области. Депутат посоветовал нижегородским таксистам не отчаиваться. «Мы планируем провести следующий круглый стол в Государственной думе, куда пригласим представителей страховых и лизинговых компаний, банков. Надо, чтобы они вразумительно объяснили нам, в чем они видят проблемы взаимодействия с таксистами», — сообщил депутат, согласившись, что законодательство надо совершенствовать.